Е.А. Маранцева, преподаватель специальных дисциплин
КОГОБУ СПО «Вятский государственный техникум
профессиональных технологий, управления и сервиса» г. Киров
Самостоятельная работа студентов как необходимое условие для формирования общих и профессиональных компетенций
В настоящее время в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта третьего поколения большое внимание в образовательном процессе уделяется самостоятельной работе студентов.
В преподавании специальных дисциплин я использую такие виды самостоятельной работы, как аудиторная и внеаудиторная, в том числе самостоятельная работа на опережающей основе. Мною разработаны методические указания для аудиторных и внеаудиторных работ по дисциплинам: «Организация производства», «Организация обслуживания», «Техническое оснащение и организация рабочего места» на основе перспективно-тематических планов и рабочих программ, а также в соответствии с требованиями к подготовке выпускников.
Внеаудиторную работу выполняют студенты второго и третьего курса по предложенным преподавателем темам на основании методических указаний. Самостоятельная работа выполняется на основе учебной литературы, интернет - ресурсов, наблюдения за производственной деятельностью на базе практики и собственного опыта студентов.
Современное обучение требует от студентов умений самостоятельного добывания знаний. Исходя из заданных вопросов и требований к теме, студенты самостоятельно или группами выполняют задание, договариваясь между собой о роли каждого в проделанной работе, при этом обращая внимание на конкуренцию внутри коллектива. Разумеется, это повышает остроту проблемы поиска информации, что соответственно, поднимает уровень его знаний по определенной дисциплине. На уроках, по дисциплине: «Техническое оснащение и организация рабочего места», я использую, по некоторым темам, самостоятельную работу на опережающей основе. Этот метод, основан на введение в учебный процесс опережающих знаний, которыми студент овладевает самостоятельно.
Достоинствами этого метода я считаю
приобретение навыков и умений самостоятельной работы;
интенсификацию и индивидуализацию обучения студента;
активизацию познавательной деятельности студента;
формирование познавательного интереса у студентов.
Применяя самостоятельную работу студентов на уроках по опережающей работе практического и теоретического характера, необходимо помнить о профессиональной направленности урока, реализовывать требования принципа связи обучения с производственным обучением и прослеживать связи изучаемого материала с предыдущими знаниями.Например, изучая тему: «Структура производства предприятий», я предлагаю использовать опережающие знания практического характера, я даю домашнее задание, чтобы студенты начертили схему планировки предприятия, где проходили производственную практику – все помещения предприятия разбили на группы по назначению, дали характеристику этих групп.
Для самостоятельного изучения материала, я выдаю методические рекомендации по выполнению работы, предлагаю студентам использовать не только полученные знания на уроках, но и воспользоваться, по необходимости, дополнительной литературой, собственным опытом и интернет ресурсами. Также на уроках использую опережающую работу теоретического характера, например, выдаются темы рефератов, их план прописан в методических рекомендациях. После выполнения домашнего задания, на уроке, мы разбираем достигнутые результаты, делаем выводы, далее я корректирую изученный студентами самостоятельный материал, даю более углубленные знания и заостряю внимание на допущенные ошибки. При опережающем обучении остается больше времени на закрепление полученного материала. Если студент получил полное представление о специфике заданной темы, то преподаватель считает свою цель достигнутой. Студенты старших курсов, по предложенным мною темам, более глубоко изучают определенный материал, участвуют в различных научных конференциях не только в стенах техникума, но и на областном уровне.
В прошлом учебном году студенты третьего курса принимали участие в научной исследовательской конференции и заняли по третьему месту среди студентов ССУЗов Кировской области по темам: «Актуальные проблемы развития отраслей Кировской области» и «Проблемы предпринимательства Кировской области», а также студентка четвертого курса, принимала участие в городском конкурсе бизнес – инициатив «Внешний резерв» с научно-исследовательской работой по теме: «Организация работы специализированной закусочной «Блинчик».
Самостоятельная работа студентов позволяет систематизировать их знания, создает условия для формирования навыков поиска новой информации, для приобретения умений использования разных источников, анализа работы предприятия, персонала и производственных цехов. На мой взгляд, в результате такой работы студенты приобретают навыки и умения самостоятельной учебной деятельности, что жизненно необходимо в их профессиональном обучении.
Анализ выполнения внеаудиторных самостоятельных работ показал, что студенты владеют теоретическими знаниями, умеют пользоваться нормативной литературой, составлять таблицы, схемы организации рабочих мест. Ответы на уроке у большинства студентов полные, чувствуется уверенность в добытом материале. Анализ результатов обучения за три последних учебных года показал, что показатель качества успеваемости по специальным дисциплинам повысился на 18% в период с 2009 по 2011 год, и этому способствовала регулярная внеаудиторная самостоятельная работа студентов.