Настройки шрифта
Версия для слабовидящих

Карта сайта

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НПО/СПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ТЕХНИКУМЕ

Ившина Светлана Юрьевна,

заместитель директора по научно-методической работе КОГОБУ СПО «Вятский государственный техникум профессиональных технологий,

управления и сервиса»

Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО

третьего поколения в техникуме

Основная цель методического сопровождения ФГОС НПО/СПО - оказание методической поддержки педагогическим работникам и обучающимся/студентам  в процессе введения и реализации ФГОС в практику  работы техникума;  создание условий для реализации требований образовательных стандартов профессионального образования и достижения необходимого качества подготовки рабочих (служащих).

Проблемы, возникающие при реализации ФГОС НПО/СПО:

-отсутствие  многих нормативных документов на федеральном и региональном уровне;

- обеспечение соответствующих условий реализации ОПОП;

- изменение характера деятельности преподавателей  и мастеров производственного обучения;

- определение адекватных форм (способов) оценки учебных достижений на этапе промежуточной аттестации и государственной (итоговой) аттестации с привлечением работодателей.

Воспользовавшись направлениями методического сопровождения процесса введения ФГОС, разработанными  доцентом кафедры профессионального образования СПБ АППО Фейгиной Э.Е., мы спланировали такую работу в техникуме.

Направления целостного методического сопровождения процесса введения ФГОС НПО/СПО в практику работы техникума

●Организационно-методическое сопровождение (изменение структуры и содержания методической работы; создание методической службы учебного заведения; организация  творческих групп; руководство самообразованием и саморазвитием педагогических работников; организация исследовательской деятельности; повышение квалификации педагогов).

●Информационное сопровождение (информационное сопровождение процесса с учетом современного уровня развития информационно-коммуникационных технологий - обеспечение специальными периодическими изданиями; обеспечение доступа к сети Интернет).

●  Нормативно-правовое сопровождение (обновление нормативно-правовой базы        техникума -  локальные акты).

●Учебно-методическое сопровождение (разработка основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) НПО и СПО ОУ, создание условий их реализации).

●Аналитическое сопровождение (аналитико-прогностическое обоснование состояния образовательной системы ОУ).

●Научно-методическое сопровождение (теоретический анализ научно-методической, педагогической литературы, нормативно-правовой базы организации. образовательного процесса; разработка дидактических и методических материалов. обеспечивающих процессы развития и освоения инновационной деятельности).

●Научно-исследовательское и экспериментальное сопровождение (изучение реального состояния экспериментальной прак­тики по подготовке к изменениям в ОУ в связи с введением новых стандартов ).

Работа была начата с нормативного компонента – извлечения из ФГОС НПО и СПО требований к обязательному уровню подготовки рабочих/служащих.

Были проведены заседания методического совета, на которых определен план мероприятий по введению ФГОС в образовательный процесс техникума, проанализированы ФГОС по профессиям НПО и специальностям СПО, проведен контекстный анализ ФГОС в части требований к условиям реализации ОПОП. На основе контекстного анализа были определены задачи и направления методического обеспечения введения ФГОС в образовательный процесс техникума.

Результаты данной работы приведены в таблице 1:

Таблица 1.

Выписки из ФГОС

Направление

методического сопровождения

Задачи методического обеспечения, формы работы

Результат проделанной работы

ОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО (НПО) на основе примерной основной профессиональной образовательной программы…

- с учетом потребностей регионального рынка труда;

- с учетом запросов работодателей

- особенностей развития: региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий

- социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС

Организационно-методическое

Анализ потребностей рынка труда и работодателей

Конкретизация (определение) результатов обучения  в виде компетенций, умений и знаний, практического опыта

Аналитическая работа по исследованию

социально-экономических изменений в регионе и стране

Формы работы: анкетирование работодателей, проведение совместных совещаний, педсоветов, индивидуальные беседы, опросы и т.д.

Организация тематических педагогических советов, методических семинаров для председателей ПЦК, преподавателей и мастеров техникума.

Оформление информационных стендов.

Организация индивидуальных и групповых консультаций.

Изучение мнения работодателей.

План работы с работодателями

Анкетирование

Анализ запросов, распределение вариативной части ФГОС

Использование объема времени на увеличении обязательной части,  на введение новых дисциплин и модулей

Организационно-методическое сопровождение

Нормативно-правовое сопровождение

Разработка подходов, принципов, специфики подготовки специалистов.Формы работы: методический совет, круглые столы, экспериментальные группы

Рабочие учебные планы по профессиям и специальностям

СПО

100701 «Коммерция»,

100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

260807 «Технология продукции общественного питания»

НПО

260807.01 Повар.кондитер на базе основного общего образования

260807.01 Повар.кондитер на базе полного среднего общего образования

100701.01Продавец, контролер-кассир на базе основного общего образования

100701.01Продавец, контролер-кассир на базе полного среднего общего образования

ОУ должно определить ее (ОПОП) специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений , знаний, приобретаемого практического опыта

Аналитическое сопровождение

Учебно-методическое сопровождение

Определение специфики ОПОП

Формы работы: методический совет, круглые столы, экспериментальные группы, индивидуальные консультации

ОПОП по двум профессиям

260807.01 Повар. кондитер на базе полного среднего общего образования

100701.01 Продавец, контролер-кассир на базе полного среднего общего образования

Организована работа по составлению ОПОП по специальностям.

ОУ обязано ежегодно обновлять ОПОП с  учетом запросов работодателей, особенностей развития: региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС

Аналитическое сопровождение

Аналитическая работа по исследованию рынка труда, социально-экономических изменений

Анкетирование, индивидуальная работа

Корректировка в течение года

ОУ обязано ежегодно обновлять ОПОП (в части состава дисциплин и ПМ, устанавливаемых учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственных практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии

Учебно-методическое сопровождение

Нормативно-правовое сопровождение

Корректировка учебно-методического

обеспечения (УМО)

Инструктивно-методические совещания, ПЦК, индивидуальная работа

Положение об УМО (УМК)

Работа по созданию УМК

Требования к результатам их освоения:

- компетенциям;

-приобретенному практическому опыту,

-знаниям и умениям

Учебно-методическое сопровождение

Нормативно-правовое сопровождение

Разработка рабочей программы по дисциплине, МДК, ПМ, производственной практике

Формы работы: методический совет, круглые столы, экспериментальные группы, индивидуальные консультации

Методические рекомендации по разработке рабочей программы УД циклов ОГСЭ,ЕН, ОП

Методические рекомендации по разработке рабочей программы УД общеобразовательного цикла

Методические рекомендации по разработке рабочей программы профессионального модуля

55 рабочих программ в НПО

Обязательно обеспечивать:

1) эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения и обоснование затраченного времени на ее выполнение

2) обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы.

Учебно-методическое сопровождение

Нормативно-правовое сопровождение

Информационное сопровождение

Разработка методического обеспечения

самостоятельной работы и механизмов управления ею.

Инструктивно-методические совещания, индивидуальная работа

Положение  и методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной  работе студентов

Обязательно сформировать:

- социокультурную среду, создавая условия,

необходимые для всестороннего развития и социализации личности;

- способствовать развитию воспитательного

процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся

в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов.

Организационно-методическое сопровождение

Учебно-методическое сопровождение

Разработка программы воспитательной среды в техникуме

Концепция по воспитательной работе

Использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятия: компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и т.п. в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Организационно-методическое сопровождение

Учебно-методическое сопровождение

Нормативно-правовое сопровождение

Информационное сопровождение

Изучение  и внедрение технологий, форм и методов преподавания на основе компетентностного подхода.  Разработка методического обеспечения, трансляция педагогического опыта

Формы работы: методический совет, круглые столы, экспериментальные группы, индивидуальные консультации

Положение об использовании новых технологий

Выполнение курсовой работы

рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам)

профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на её

(их) изучение

Организационно-методическое сопровождение

Учебно-методическое сопровождение

Нормативно-правовое сопровождение

Разработка методического обеспечения курсовой работы

Положение по  организации выполнения курсовых  работ

Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивает практико-ориентированную подготовку обучающихся.

Цели, задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики

Организационно-методическое сопровождение

Учебно-методическое сопровождение

Нормативно-правовое сопровождение

Разработка учебно-методического обеспечения учебной и производственной практики, определение принципа проведения:

концентрированно или рассредоточено

Программы по производственной практике

Реализация ОПОП должна

обеспечиваться педагогическими кадрами высшее образование, соответствующее профилю,

опыт деятельности в организация соответствующей профессиональной сферы

(преподаватели должны проходить стажировку в профессиональных организация не реже  1 раза в 3 года)

Организационно-методическое сопровождение

Информационное сопровождение

Повышение квалификации через обучение в ВУЗах, стажировка в профильных организациях

График прохождения стажировок и повышения квалификации

Основная профессиональная

программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам междисциплинарным курсам профессиональным модулям ОПОП

Организационно-методическое сопровождение

Учебно-методическое сопровождение

Нормативно-правовое сопровождение

Организация  индивидуальной и групповой работы через Методический совет техникума

проведение методических совещаний и организация индивидуальных консультаций

Положения и методические рекомендации ( по проведению практических и лабораторных работ, по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы, по написанию и защите рефератов, по проведению семинарских занятий, планы занятий, т.п.)

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального

цикла и одним учебно-методическим печатным или электронным изданием по

каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий)

Организационно-методическое сопровождение

Создание учебников и учебных пособий, в  т. ч. электронных учебных пособий

Формы работы: Творческие группы, экспериментальные группы, индивидуальные консультации

Работа ведется

Реализация ОПОП должна

обеспечивать: выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий,  включая как обязательный компонент практические задания с использованием  персональных компьютеров

Организационно-методическое сопровождение

Учебно-методическое сопровождение

Нормативно-правовое сопровождение

Разработка методического обеспечения лабораторных и практических занятий с учетом использования информационно-компетентностных  технологий

Оценка качества должна включать:  текущий контроль знаний, промежуточную

аттестацию, государственную (итоговую) аттестацию обучающихся (ГИА).

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные

компетенции… по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла (с учетом) их будущей профессиональной деятельности

Программы текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла должны быть максимально приближены к условиям их будущей профессиональной деятельности

Организационно-методическое сопровождение

Учебно-методическое сопровождение

Нормативно-правовое сопровождение

Разработка фонда оценочных средств

Работа в Школе Педмастерства, индивидуальная работа с преподавателями и мастерами

Положение о фонде оценочных средств Методические рекомендации

« Формирование и проверка компетенций: фонды оценочных средств, новые образовательные технологии»

Положение об организации текущего контроля

Положение о промежуточной аттестации

Положение об итоговой аттестации

Методические рекомендации по разработке контрольно-оценочных средств

Государственная итоговая

аттестация (ГИА) включает в себя подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект)

Разработка методического   обеспечения ГИА

Организационно-методическое сопровождение

Учебно-методическое сопровождение

Нормативно-правовое сопровождение

Разработка методического   обеспечения ГИА

Положение о государственной (итоговой ) аттестации

Программа ГИА

Необходимое условие допуска

к ГИА – представление документов, подтверждающих освоение обучающимися компетенций при изучении теоретического

материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессио-нальной  деятельности.

В том числе выпускниками могут быть представлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты,

свидетельства, дипломы олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности,     характеристики с мест прохождения преддипломной практики.

Организационно-методическое сопровождение

Учебно-методическое сопровождение

Нормативно-правовое сопровождение

Развитие

познавательной, творческой и исследовательской деятельности студентов

Формы документов для внутреннего пользования (бланки учета формирования ПК, ОК, ведомости учета, личные карточки, зачетные книжки, журналы теоретического и практического обучения и т.д.)

Положение о Портфолио студентов

Положение об исследовательской работе студентов

Положение о научно-практической конференции студентов

Таким образом, работа  по методическому обеспечению введения ФГОС в образовательный процесс проходит по следующим направлениям:

1. Изучение нормативной документации и разработка локальных актов для организации учебного процесса.

2. Исследование и анализ рынка труда, требований работодателей. Развитие социального партнерства.

3. Разработка учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, производственного обучения и производственной практики в контексте ФГОС.

4. Разработка и реализация модели выпускника с учетом компетенций, основанных на требованиях работодателей и современного рынка труда.

5. Изучение и внедрение информационно-компьютерных, интерактивных, модульных и других деятельностных технологий.

6. Разработка электронных дидактических и научно-методических материалов.

7. Модернизация системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников.  Создание  системы формирования профессиональных компетенций педагогов техникума.

8. Создание условий для развития исследовательской компетенции преподавателей и мастеров п/о , студентов техникума.