Ившина Светлана Юрьевна,
заместитель директора по научно-методической работе КОГОБУ СПО «Вятский государственный техникум профессиональных технологий,
управления и сервиса»
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО
третьего поколения в техникуме
Основная цель методического сопровождения ФГОС НПО/СПО - оказание методической поддержки педагогическим работникам и обучающимся/студентам в процессе введения и реализации ФГОС в практику работы техникума; создание условий для реализации требований образовательных стандартов профессионального образования и достижения необходимого качества подготовки рабочих (служащих).
Проблемы, возникающие при реализации ФГОС НПО/СПО:
-отсутствие многих нормативных документов на федеральном и региональном уровне;
- обеспечение соответствующих условий реализации ОПОП;
- изменение характера деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения;
- определение адекватных форм (способов) оценки учебных достижений на этапе промежуточной аттестации и государственной (итоговой) аттестации с привлечением работодателей.
Воспользовавшись направлениями методического сопровождения процесса введения ФГОС, разработанными доцентом кафедры профессионального образования СПБ АППО Фейгиной Э.Е., мы спланировали такую работу в техникуме.
Направления целостного методического сопровождения процесса введения ФГОС НПО/СПО в практику работы техникума
●Организационно-методическое сопровождение (изменение структуры и содержания методической работы; создание методической службы учебного заведения; организация творческих групп; руководство самообразованием и саморазвитием педагогических работников; организация исследовательской деятельности; повышение квалификации педагогов).
●Информационное сопровождение (информационное сопровождение процесса с учетом современного уровня развития информационно-коммуникационных технологий - обеспечение специальными периодическими изданиями; обеспечение доступа к сети Интернет).
● Нормативно-правовое сопровождение (обновление нормативно-правовой базы техникума - локальные акты).
●Учебно-методическое сопровождение (разработка основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) НПО и СПО ОУ, создание условий их реализации).
●Аналитическое сопровождение (аналитико-прогностическое обоснование состояния образовательной системы ОУ).
●Научно-методическое сопровождение (теоретический анализ научно-методической, педагогической литературы, нормативно-правовой базы организации. образовательного процесса; разработка дидактических и методических материалов. обеспечивающих процессы развития и освоения инновационной деятельности).
●Научно-исследовательское и экспериментальное сопровождение (изучение реального состояния экспериментальной практики по подготовке к изменениям в ОУ в связи с введением новых стандартов ).
Работа была начата с нормативного компонента – извлечения из ФГОС НПО и СПО требований к обязательному уровню подготовки рабочих/служащих.
Были проведены заседания методического совета, на которых определен план мероприятий по введению ФГОС в образовательный процесс техникума, проанализированы ФГОС по профессиям НПО и специальностям СПО, проведен контекстный анализ ФГОС в части требований к условиям реализации ОПОП. На основе контекстного анализа были определены задачи и направления методического обеспечения введения ФГОС в образовательный процесс техникума.
Результаты данной работы приведены в таблице 1:
Таблица 1.
Выписки из ФГОС | Направление методического сопровождения | Задачи методического обеспечения, формы работы | Результат проделанной работы |
ОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО (НПО) на основе примерной основной профессиональной образовательной программы… - с учетом потребностей регионального рынка труда; - с учетом запросов работодателей - особенностей развития: региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий - социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС | Организационно-методическое | Анализ потребностей рынка труда и работодателей Конкретизация (определение) результатов обучения в виде компетенций, умений и знаний, практического опыта Аналитическая работа по исследованию социально-экономических изменений в регионе и стране Формы работы: анкетирование работодателей, проведение совместных совещаний, педсоветов, индивидуальные беседы, опросы и т.д. Организация тематических педагогических советов, методических семинаров для председателей ПЦК, преподавателей и мастеров техникума. Оформление информационных стендов. Организация индивидуальных и групповых консультаций. Изучение мнения работодателей. | План работы с работодателями Анкетирование Анализ запросов, распределение вариативной части ФГОС |
Использование объема времени на увеличении обязательной части, на введение новых дисциплин и модулей | Организационно-методическое сопровождение Нормативно-правовое сопровождение | Разработка подходов, принципов, специфики подготовки специалистов.Формы работы: методический совет, круглые столы, экспериментальные группы | Рабочие учебные планы по профессиям и специальностям СПО 100701 «Коммерция», 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» 260807 «Технология продукции общественного питания» НПО 260807.01 Повар.кондитер на базе основного общего образования 260807.01 Повар.кондитер на базе полного среднего общего образования 100701.01Продавец, контролер-кассир на базе основного общего образования 100701.01Продавец, контролер-кассир на базе полного среднего общего образования |
ОУ должно определить ее (ОПОП) специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений , знаний, приобретаемого практического опыта | Аналитическое сопровождение Учебно-методическое сопровождение | Определение специфики ОПОП Формы работы: методический совет, круглые столы, экспериментальные группы, индивидуальные консультации | ОПОП по двум профессиям 260807.01 Повар. кондитер на базе полного среднего общего образования 100701.01 Продавец, контролер-кассир на базе полного среднего общего образования Организована работа по составлению ОПОП по специальностям. |
ОУ обязано ежегодно обновлять ОПОП с учетом запросов работодателей, особенностей развития: региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС | Аналитическое сопровождение | Аналитическая работа по исследованию рынка труда, социально-экономических изменений Анкетирование, индивидуальная работа | Корректировка в течение года |
ОУ обязано ежегодно обновлять ОПОП (в части состава дисциплин и ПМ, устанавливаемых учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственных практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии | Учебно-методическое сопровождение Нормативно-правовое сопровождение | Корректировка учебно-методического обеспечения (УМО) Инструктивно-методические совещания, ПЦК, индивидуальная работа | Положение об УМО (УМК) Работа по созданию УМК |
Требования к результатам их освоения: - компетенциям; -приобретенному практическому опыту, -знаниям и умениям | Учебно-методическое сопровождение Нормативно-правовое сопровождение | Разработка рабочей программы по дисциплине, МДК, ПМ, производственной практике Формы работы: методический совет, круглые столы, экспериментальные группы, индивидуальные консультации | Методические рекомендации по разработке рабочей программы УД циклов ОГСЭ,ЕН, ОП Методические рекомендации по разработке рабочей программы УД общеобразовательного цикла Методические рекомендации по разработке рабочей программы профессионального модуля 55 рабочих программ в НПО |
Обязательно обеспечивать: 1) эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения и обоснование затраченного времени на ее выполнение 2) обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы. | Учебно-методическое сопровождение Нормативно-правовое сопровождение Информационное сопровождение | Разработка методического обеспечения самостоятельной работы и механизмов управления ею. Инструктивно-методические совещания, индивидуальная работа | Положение и методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работе студентов |
Обязательно сформировать: - социокультурную среду, создавая условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности; - способствовать развитию воспитательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов. | Организационно-методическое сопровождение Учебно-методическое сопровождение | Разработка программы воспитательной среды в техникуме | Концепция по воспитательной работе |
Использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятия: компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и т.п. в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. | Организационно-методическое сопровождение Учебно-методическое сопровождение Нормативно-правовое сопровождение Информационное сопровождение | Изучение и внедрение технологий, форм и методов преподавания на основе компетентностного подхода. Разработка методического обеспечения, трансляция педагогического опыта Формы работы: методический совет, круглые столы, экспериментальные группы, индивидуальные консультации | Положение об использовании новых технологий |
Выполнение курсовой работы рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на её (их) изучение | Организационно-методическое сопровождение Учебно-методическое сопровождение Нормативно-правовое сопровождение | Разработка методического обеспечения курсовой работы | Положение по организации выполнения курсовых работ |
Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивает практико-ориентированную подготовку обучающихся. Цели, задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики | Организационно-методическое сопровождение Учебно-методическое сопровождение Нормативно-правовое сопровождение | Разработка учебно-методического обеспечения учебной и производственной практики, определение принципа проведения: концентрированно или рассредоточено | Программы по производственной практике |
Реализация ОПОП должна обеспечиваться педагогическими кадрами высшее образование, соответствующее профилю, опыт деятельности в организация соответствующей профессиональной сферы (преподаватели должны проходить стажировку в профессиональных организация не реже 1 раза в 3 года) | Организационно-методическое сопровождение Информационное сопровождение | Повышение квалификации через обучение в ВУЗах, стажировка в профильных организациях | График прохождения стажировок и повышения квалификации |
Основная профессиональная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам междисциплинарным курсам профессиональным модулям ОПОП | Организационно-методическое сопровождение Учебно-методическое сопровождение Нормативно-правовое сопровождение | Организация индивидуальной и групповой работы через Методический совет техникума проведение методических совещаний и организация индивидуальных консультаций | Положения и методические рекомендации ( по проведению практических и лабораторных работ, по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы, по написанию и защите рефератов, по проведению семинарских занятий, планы занятий, т.п.) |
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий) | Организационно-методическое сопровождение | Создание учебников и учебных пособий, в т. ч. электронных учебных пособий Формы работы: Творческие группы, экспериментальные группы, индивидуальные консультации | Работа ведется |
Реализация ОПОП должна обеспечивать: выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров | Организационно-методическое сопровождение Учебно-методическое сопровождение Нормативно-правовое сопровождение | Разработка методического обеспечения лабораторных и практических занятий с учетом использования информационно-компетентностных технологий | |
Оценка качества должна включать: текущий контроль знаний, промежуточную аттестацию, государственную (итоговую) аттестацию обучающихся (ГИА). Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции… по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла (с учетом) их будущей профессиональной деятельности Программы текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла должны быть максимально приближены к условиям их будущей профессиональной деятельности | Организационно-методическое сопровождение Учебно-методическое сопровождение Нормативно-правовое сопровождение | Разработка фонда оценочных средств Работа в Школе Педмастерства, индивидуальная работа с преподавателями и мастерами | Положение о фонде оценочных средств Методические рекомендации « Формирование и проверка компетенций: фонды оценочных средств, новые образовательные технологии» Положение об организации текущего контроля Положение о промежуточной аттестации Положение об итоговой аттестации Методические рекомендации по разработке контрольно-оценочных средств |
Государственная итоговая аттестация (ГИА) включает в себя подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект) Разработка методического обеспечения ГИА | Организационно-методическое сопровождение Учебно-методическое сопровождение Нормативно-правовое сопровождение | Разработка методического обеспечения ГИА | Положение о государственной (итоговой ) аттестации Программа ГИА |
Необходимое условие допуска к ГИА – представление документов, подтверждающих освоение обучающимися компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессио-нальной деятельности. В том числе выпускниками могут быть представлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства, дипломы олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики. | Организационно-методическое сопровождение Учебно-методическое сопровождение Нормативно-правовое сопровождение | Развитие познавательной, творческой и исследовательской деятельности студентов | Формы документов для внутреннего пользования (бланки учета формирования ПК, ОК, ведомости учета, личные карточки, зачетные книжки, журналы теоретического и практического обучения и т.д.) Положение о Портфолио студентов Положение об исследовательской работе студентов Положение о научно-практической конференции студентов |
Таким образом, работа по методическому обеспечению введения ФГОС в образовательный процесс проходит по следующим направлениям:
1. Изучение нормативной документации и разработка локальных актов для организации учебного процесса.
2. Исследование и анализ рынка труда, требований работодателей. Развитие социального партнерства.
3. Разработка учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, производственного обучения и производственной практики в контексте ФГОС.
4. Разработка и реализация модели выпускника с учетом компетенций, основанных на требованиях работодателей и современного рынка труда.
5. Изучение и внедрение информационно-компьютерных, интерактивных, модульных и других деятельностных технологий.
6. Разработка электронных дидактических и научно-методических материалов.
7. Модернизация системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников. Создание системы формирования профессиональных компетенций педагогов техникума.
8. Создание условий для развития исследовательской компетенции преподавателей и мастеров п/о , студентов техникума.