Л.Н.Бороздина, методист,
преподаватель специальных дисциплин
КОГОКУ СПО «Вятский государственный техникум
профессиональных технологий,
управления и сервиса»
Конкурсы профессионального мастерства
как средство повышения качества подготовки
специалистов общественного питания и торговли
«Учись быть лучшим смолоду!»
Профессиональное образование, основанное на теоретических знаниях, давно перестало соответствовать запросам современного рынка труда. Современное производство требует качественно нового уровня образованности работника. Возрастает потребность в специалистах среднего звена, мобильных, креативных, имеющих навыки и опыт работы на современном оборудовании, владеющих информационными коммуникациями. Отрасль общественного питания нуждается в специалистах, способных к производственной деятельности на уровне профессионального мастерства с первых дней самостоятельной трудовой деятельности. Специалисты общественного питания должны наряду с теоретической базой обладать определенными способностями: самостоятельно принимать решения, основываясь на своих профессиональных знаниях и умениях; своими профессиональными действиями воплощать принятые решения в производство и нести ответственность за них; легко осваивать и грамотно применять новые технологии в профессиональной деятельности; постоянно заниматься самообразованием и повышать свою профессиональную квалификацию; находить необходимую информацию из разных источников и правильно её использовать. Рассматривать качество профессионального образования нужно не только как уровень и глубину усвоения знаний в профессиональной области, а как определенный уровень освоения культуры профессиональной деятельности, способов постоянного профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования.
Улучшение качества подготовки специалистов связано с использованием научно-обоснованных методов и средств обучения, повышения эффективности труда основных участников процесса обучения – педагогов и студентов, что обеспечивает компетентностный подход к профессиональному образованию. Конкурсы профессионального мастерства, как форма внеурочной деятельности, помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов общественного питания, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального и креативного мышления студентов, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере.
Основная цель любого профессионального конкурса: демонстрация профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование. Общие задачи: – выявить талантливых, творческих студентов, поднять престиж профессии, создать условия для профессионального и творческого роста студентов. В нашем техникуме планирование и организация конкурсов профессионального мастерства осуществляется в течение каждого учебного года: по профессиям повар, кондитер, официант.
Подготовка и успешное проведение конкурсов – это итог целенаправленной, совместной работы преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения. Для каждого профессионального конкурса составляется положение, четко планируются этапы конкурса, разрабатываются теоретические и практические задания, обсуждаются критерии оценки и формы оценочных листов для объективной работы жюри, создаются необходимые условия для проведения конкурса - подготавливается конкурсная площадка, оборудованная в соответствии с условиями и заданиями конкурса. Кроме того, продумываются формы пропаганды профессии и внешнее оформление конкурса. Для участия в конкурсах «Лучший по профессии» отбираются лучшие студенты в группах, в бригадах. Учитываются знания, умения работать уверенно, быстро, качественно. Конкурс дает возможность оценить свои силы, самоутвердиться, показать свои профессиональные знания и умения, совершенствоваться в выбранной профессии. В системе начального профессионального образования по профессиям повар, кондитер, официант просто необходимо одновременно формировать опыт профессиональной и творческой деятельности.
Ярко и творчески демонстрируют студенты свои профессиональные умения на конкурсе – защите тематических столов по организации обслуживания в ресторанах, ответственно готовятся к конкурсам «Лучший по профессии». Следует отметить не только образовательный потенциал конкурсов, но и их воспитательное значение в становлении личности специалиста.
Одним из эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов являются конкурсы профессионального мастерства на городском и областном уровне. В техникуме сложилась традиция – ежегодно принимать участие в городском кулинарном марафоне и в сетевом конкурсе по национальной кухне, в областных профессиональных олимпиадах, что является хорошим стимулом для профессионального саморазвития студентов, совершенствования профессионального опыта мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин.
Конкурсные программы городских и областных мероприятий ставят перед участниками сложные профессиональные задачи, уровень таких мероприятий достаточно высок и отрадно видеть достойные выступления наших студентов в одном ряду с опытными профессионалами ведущих предприятий города. Следует отметить, что все участники данных конкурсов - и студенты и мастера производственного обучения - за последние 4 года занимали только призовые места, поднимая рейтинг учебного заведения. Имеется опыт успешного выступления и на Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства в 2009г. – приз зрительских симпатий завоевал наш студент.
Участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах на областном, региональном и всесоюзном уровне просто жизненно необходимо, прежде всего, потому, что именно здесь сосредоточено всё ценное, новое, современное, что имеется в отрасли общественного питания: мастерство кулинаров, продавцов, новые технологии, современное оборудование, передовой опыт, смелые идеи. Кроме того, студенты техникума имеют возможность показать себя как профессионала, что поможет им в дальнейшем трудоустройстве.
Использование в процессе подготовки специалистов профессиональных конкурсов, как формы внеурочной учебной деятельности, гарантирует их эффективную подготовку, т.к. эта форма работы расширяет возможности студентов в развитии интеллектуальных и творческих умений, коммуникативных навыков и профессионального мышления.