Ушакова Светлана Николаевна,
председатель ПЦК ОГСЭД
КОГОБУ СПО «Вятский государственный техникум
профессиональных технологий, управления и сервиса» г. Киров
Использование активных методов и форм компетентностного обучения в условиях реализации ФГОС
В числе образовательных результатов, определенных ФГОС, названы общие компетенции(ОК), которые понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для всех профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда».
ФГОС определяют ОК как конечные результаты освоения студентами ОПОП.
Формирование ОК начинается с общеобразовательного цикла и должно проводиться как на учебных аудиторных занятиях, так и в рамках выполнения заданий самостоятельной работы.
Для формирования заявленных в ФГОС компетенций недостаточно привычных видов учебных занятий, новые требования предполагают применение новых технологий и форм реализации учебной работы. В первую очередь необходим переход от информативных к активным формам и методам обучения (включая игровые способы организации учебного процесса), переориентация от знаниевого к деятельностному подходу, поиск возможностей соединения теоретических знаний студентов с их практическими потребностями.
Преподаватели нашей предметно – цикловой комиссии для формирования общих компетенций используют на занятиях современные образовательные технологии.
Принципами современных образовательных технологий являются:
Систематическое использование данных технологий на уроках позволяет говорить о позитивных и негативных моментах в использовании технологий
1)Технология проблемного обучения (история, обществознание, русский язык и литература)
Положительные характеристики:
Негативные характеристики:
2)Технология проектной деятельности (история, иностранный язык)
Положительные характеристики
Негативные характеристики
3)Технология игры (история, обществознание, русский язык и литература, иностранный язык)
Положительные характеристики:
Негативные характеристики
4)Информационно – коммуникационные технологии (история, обществознание, русский язык и литература, иностранный язык) Основной компетенцией, которую необходимо формировать у студентов в соответствии с требованиями ФГОС, является информационно – коммуникационные компетенции. Студент, у которого сформирована эта компетенция, должен владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно - коммуникационных технологий.
Таким образом, использование на уроках информационно -коммуникационных технологий оправдано, так как целью использования данной технологии является формирование информационно-коммуникационных компетенций, что очень важно для будущего выпускника.
Следующие технологии, используемые преподавателями нашей ПЦК, также работают над формированием информационно – коммуникационных компетенций:
n Технология уровневой дифференциации (история, обществознание, русский язык и литература, иностранный язык)
n Технология саморазвивающего обучения (обществознание) Образовательная технология (история, обществознание)
n Элементы театральной педагогики ( русский язык и литература)
n Технология критического мышления (история, обществознание, русский язык и литература, иностранный язык)
n Проведение бинарных уроков
n Технология проблемного обучения
n Технология игры
n Технология проектной деятельности
Использование активных форм обучения на уроках также работает над формированием общих компетенций и, в том числе, над формированием информационно – коммуникационных компетенций.
Формирование знаний, представлений: мозговой штурм, дискуссия, семинар, круглый стол
Формирование умений и представлений: деловая игра, ролевая игра, имитационная игра, учебные проекты
Формирование навыков: тренажёры, тренинги, практические занятия
Использование современных педагогических технологий на уроках способствует
v Повышению интереса к предметам
v Улучшению качества преподавания
v Расширению междисциплинарных связей
Активизации познавательной деятельности студентов и вся эта деятельность способствует формированию и развитию общих компетенций, в том числе информационно – коммуникационных компетенций.
Список литературы