Настройки шрифта
Версия для слабовидящих

Карта сайта

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Ушакова Светлана Николаевна,

председатель ПЦК ОГСЭД

КОГОБУ СПО «Вятский государственный техникум

профессиональных технологий, управления и сервиса» г. Киров

Использование активных  методов и форм компетентностного   обучения в условиях реализации ФГОС

В числе образовательных результатов, определенных ФГОС, названы  общие компетенции(ОК), которые понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для всех профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда».

ФГОС определяют ОК как конечные результаты освоения студентами ОПОП.

Формирование ОК начинается  с общеобразовательного цикла и  должно проводиться как на учебных аудиторных занятиях, так и в рамках выполнения заданий  самостоятельной  работы.

Для формирования заявленных в ФГОС компетенций  недостаточно привычных видов учебных занятий, новые требования предполагают  применение новых технологий и форм реализации учебной работы. В первую очередь необходим переход от информативных к активным формам и методам обучения (включая игровые способы организации учебного процесса), переориентация от знаниевого к деятельностному подходу, поиск возможностей соединения теоретических знаний студентов с их практическими потребностями.

Преподаватели нашей предметно – цикловой комиссии  для формирования общих компетенций используют на занятиях современные образовательные технологии.

Принципами современных образовательных технологий являются:

Систематическое использование данных технологий на уроках позволяет говорить о позитивных и негативных моментах в использовании   технологий

1)Технология проблемного обучения (история, обществознание, русский язык и литература)

Положительные характеристики:

Негативные  характеристики:

 2)Технология проектной деятельности (история, иностранный язык)

Положительные характеристики

Негативные  характеристики

3)Технология игры (история, обществознание, русский язык и литература, иностранный язык)

Положительные характеристики:

Негативные  характеристики

4)Информационно – коммуникационные технологии (история, обществознание, русский язык и литература, иностранный язык) Основной компетенцией, которую  необходимо формировать  у студентов в соответствии с требованиями ФГОС, является  информационно – коммуникационные компетенции. Студент, у которого сформирована эта компетенция, должен владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием  информационно  - коммуникационных технологий.

Таким образом, использование на уроках информационно  -коммуникационных технологий оправдано, так как целью использования  данной технологии является формирование информационно-коммуникационных компетенций, что очень важно для будущего выпускника.

Следующие технологии, используемые преподавателями нашей ПЦК, также работают над формированием информационно – коммуникационных компетенций:

n   Технология уровневой дифференциации (история, обществознание, русский язык и литература, иностранный язык)

n    Технология саморазвивающего обучения (обществознание) Образовательная технология (история, обществознание)

n    Элементы театральной педагогики ( русский язык и литература)

n    Технология критического мышления (история, обществознание, русский язык и литература, иностранный язык)

n    Проведение бинарных уроков

n    Технология проблемного обучения

n    Технология игры

n    Технология проектной деятельности

Использование активных форм обучения на уроках также работает над формированием общих  компетенций и, в том числе, над формированием  информационно – коммуникационных компетенций.

Формирование знаний, представлений: мозговой штурм, дискуссия, семинар, круглый стол

Формирование умений и представлений: деловая игра, ролевая игра, имитационная игра, учебные проекты

Формирование навыков: тренажёры, тренинги, практические занятия

Использование современных педагогических технологий на уроках способствует

v    Повышению интереса к предметам

v    Улучшению  качества преподавания

v    Расширению междисциплинарных связей

Активизации познавательной деятельности студентов и вся эта деятельность способствует формированию и развитию общих компетенций, в том числе  информационно – коммуникационных компетенций.

Список литературы

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006
  2. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: Танио,1989
  3. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.:КАРО, 2006
  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т.Т. 1., Т. 2.  М.:НИИ школьных технологий, 2006.
  5. www.it-n.ru Сеть творческих учителей
  6. Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»
  7. http://festival.1september.ru
  8. ФГОС http://standart.edu.ru